Тела вращения: конус, цилиндр, шар

Тела враще­ния — объём­ные тела, воз­ни­кающие при враще­нии плос­кой геомет­ри­че­ской фигуры вокруг оси. В сече­ниях, перпен­ди­ку­ляр­ных оси враще­ния, у тел враще­ния все­гда круги (или кольца), и это поз­во­ляет, напри­мер, про­стым спо­со­бом вычис­лять объёмы таких тел.

Стан­дарт­ные тела враще­ния, изу­ча­емые в школь­ной программе, — конус, цилиндр, шар. Конус можно полу­чить враще­нием рав­но­бед­рен­ного тре­уголь­ника, цилиндр — враще­нием прямо­уголь­ника, шар — враще­нием круга. Конечно, можно было бы вращать как в школь­ной программе — поло­винки от рас­смот­рен­ных фигур, но для реаль­ной модели удоб­нее исполь­зо­вать фигуры, симмет­рич­ные отно­си­тельно оси враще­ния.

Наглядная модель: тела вращения
Наглядная модель: тела вращения
Наглядная модель: тела вращения

Вы навер­няка видели видео, где вер­то­лёт летит, но лопа­сти у него не вращаются. Подоб­ные эффекты воз­ни­кают из-за того, что пред­став­ле­ние видео дис­крет­ное — сколько-то кад­ров в секунду. И в нашем слу­чае анимация выгля­дит не так, как враще­ние фигур в реаль­ной жизни. Насто­ящая модель выгля­дит лучше и полезна в школь­ных каби­не­тах матема­тики.